Делегирование полномочий или как поделиться своей работой с подчиненными

Регулярно ли Вы отдыхаете? Можно ли доверить Вашим подчиненным выполнение задания и ни о чем не задумываться? Если хоть один из ответов – нет, то Вам стоит задуматься о своем стиле управления. Ведь искусство руководителя состоит именно в том, чтобы делать дело чужими руками. Тот, кто управляет – не производит, а тот, кто производит – не управляет!

Что мешает поделиться своей работой?

Условия современной бизнес-среды таковы, что ни один менеджер не способен управлять компанией без профессиональных помощников. Огромные объемы деловой информации, постоянно ужесточающаяся конкуренция, высочайший темп изменений – все это заставляет руководителей делегировать свои полномочия. Только так они могут сосредоточиться на решения важных стратегических проблем, обеспечить процветание бизнеса в наше нестабильное время.

Однако не все руководители готовы передавать часть своих задач и полномочий. Наиболее типичные барьеры, которые мешают руководителю это сделать следующие.

  • Руководитель конкурирует со своим подчиненным.
  • Руководитель стремится к максимальному качеству и действует по принципу: «Я делаю это лучше, поэтому сделаю это ЗА своего подчиненного».
  • Отсутствие навыков делегирования.
  • Боязнь риска.
  • Недоверие к подчиненным.

На самом деле при делегировании в выигрыше оказываются и руководители, и подчиненные. Сотрудники получают возможность заниматься более интересными и масштабными задачами, а ТОП-менеджер имеет возможность сосредоточиться на принятии стратегических решений.

Технология делегирования.

Начинать, как всегда нужно с планирования – составить список задач, которые Вам нужно передать. В этом Вам может помочь матрица Эйзенхауэра – разделение задач по признакам их важности и срочности. Когда список составлен, можно приступать к подбору потенциальных исполнителей.

Делегировать задачи следует целиком, какой бы сложной она не казалась. Не стоит плодить десяток последовательных распоряжений. Как правило, оттягиваем передачу мы для того, чтобы иметь возможность дать задний ход. Лучше сразу сжечь все мосты – именно так выигрываются самые сложные битвы. Оставьте за собой только контрольные функции, а все исполнение передайте подчиненным!

Еще один важный момент – это особенно четкая формулировка задачи, четко определенные сроки и права на использование необходимых ресурсов. Помните, что передать ответственность без полномочий невозможно!

Чтобы на итоговом контроле не вспоминать афоризм Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!», стоит задать несколько вопросов для прояснения правильного понимания сотрудником задачи, своих полномочий и системы контроля.

Во время исполнения подчиненным нового поручения стоит выстроить такую систему контроля, чтобы с одной стороны исключить мелочную опеку, приносящую больше вреда, нежели пользы, с другой, обеспечить необходимое качество исполнения. Ведь передача полномочий не снимает с руководителя ответственности за конечный результат. И в случае неудачи Вам нужно принять вину на себя, а в случае успеха – отдать лавры исполнителю.

Что делегировать, а что нет?

Как показывает управленческая практика, при осуществлении делегировании, нужно четко понимать, что можно делегировать, а что нет. Вот некоторые основные, которые помогут определить круг задач для делегирования.

Задачи, которые НИКОГДА нельзя перепоручать

  • Планирование основного или стратегического проекта.
  • Задачи участия в управленческой команде.
  • Разрешение конфликтов.
  • Оценка эффективности.
  • Дисциплинарные меры.
  • Задачи, связанные с конфиденциальной информацией.

КОГДА делегирование необходимо

  • Задачи, которые входят в естественный круг обязанностей сотрудника.
  • Когда работу может хорошо выполнить кто-либо, кто зарабатывает меньше Вас.
  • Когда для квалифицированного выполнения задачи Вам не хватает знаний, умений или опыта.
  • Когда задание рутинное.
  • Когда задание способствует профессиональному росту подчиненных.

Делиться или не делиться?

Передавать или не передавать задачи Вашим подчиненным решать Вам. В конце концов как ему удобнее руководить каждый менеджер решает сам. Главное помнить, что руководители, стремящиеся взвалить всю работу в компании на себя, платят за это не только низкой производительностью, срывами сроков и общим снижением эффективности, но и собственным здоровьем.