Делегирование полномочий – путь к успеху или гибели?

Делегирование полномочий
В большинстве современных российских компаний все нити управления находятся в руках первого лица, как правило, являющегося одновременно собственником компании. Такая система управления порождает множество проблем как для бизнеса, так и для собственника.
 
Уверен, что большинство сотрудников согласится с тем, что вопросы решаются медленно, одобрения проектов и инициатив приходится ждать слишком долго. Подчас согласование сверху приходит когда потребность отпала сама собой. Все это существенно снижает гибкость компании и ее способность адаптироваться к меняющимся рыночным условиям.
Вторая проблема – низкое качество решений. Собственник уже физически неспособен разобраться во всех тонкостях всех бизнес-процессов и бизнес-ситуаций. И решения, подчас принимаются в пользу того, кто имеет «доступ к телу», правильную группу крови (родственники или старые друзья) или просто лоббирует свои интересы более искусно. В такой ситуации более эффективные решения далеко не всегда могут пробить себе дорогу.
С другой стороны, сам руководитель и собственник бизнеса начинает стонать от перегрузки. Ицхак Адизес сравнивает его положение с положением человека, занимающегося сексом с двухсот килограммовой гориллой. Когда заканчивается такой секс? Тогда, когда этого хочет горилла! Бизнес выжимает соки, забирает силы и большую часть свободного времени.
 
Что же делать? Большинство консультантов скажет, что надо делегировать полномочия! «Делегирование полномочий имеет большую практическую пользу» - считает Ирина Матвиенко, руководитель управления рекламы и PR группы «ИФД КапиталЪ». Вопрос только в том, что делегирование полномочии без выстроенной системы контроля может, особенно в России, очень быстро привести к потере бизнеса.
Так что начинать надо не с волевого решения, а с построения системы управления. Такой системы, которая бы была в состоянии обеспечить и достаточный уровень самостоятельности нанятым руководителям, и достаточный уровень контроля. Эту задачу решают административные технологии. А эффективное администрирование во многих компаниях просто отсутствует. И проблема здесь не в отсутствии регламентирующих документов. Инструкций, как раз более чем достаточно. Когда в одной торговой компании собрали воедино все инструкции, регламентирующие деятельность продажников получился документ объемом 120 страниц. Уложить такой объем информации в голове просто невозможно, не говоря уже о том, чтобы выполнить все эти предписания и умудриться при этом что-нибудь продать. Вот и получается, что регламенты есть, а регламентации нет.
Еще одна серьезная проблема, мешающая построению профессиональной системы управления, заключается в первом лице компании, больше всех страдающем от ее отсутствия. На первый взгляд – парадокс! Но давайте разберемся. Какой человек, как правило, добивается успеха в бизнесе? Человек предпринимательского склада. Он привык действовать, полагаясь на свою интуицию, быстро принимать решения и воплощать их в жизнь. Когда в компании появляются четкие и прозрачные процедуры, они начинают сковывать инициативу предпринимателя. Вопрос: кто первый начнет нарушать правила? Конечно же собственник! И именно он поддержит «старую гвардию», ополчившуюся на новые правила и порядки.
Еще одна, чисто российская проблема заключается в катастрофическом дефиците профессиональных управленцев. Два десятилетия российской рыночной экономики – срок слишком короткий для формирования достаточного количества образованных и опытных руководителей, имеющих опыт решения различных бизнес-задач.

В итоге задача внедрения профессионального менеджмента становится архи сложной. Как правило, решить такую задачу самостоятельно, без привлечения внешних консультантов, могут единицы. Но, решив ее, компания получает шанс выйти на принципиально новый уровень, будет способна решать существенно более масштабные задачи. А собственник сможет уделять своему бизнесу столько времени, сколько захочет он сам, а не кто-то другой.