Осень 2010. Размышления о тенденциях на рынке тренинга и консалтинга.

Подписывая очередной договор на постановку системы внутреннего обучения в дистрибуторской компании, задумался о том, что изменилось на рынке тренинга и консалтинга. А что-то явно изменилось. И вот какие тенденции, на мой взгляд, проявились достаточно четко.
  • Первая тенденция: рынок явно оживает. Причем, как сказал один знакомый бизнес-тренер, «дурной работы стало меньше». Заказов: «Научите нас чему-нибудь», практически не осталось. И это радует. Те проекты, в которых я работаю последние полгода, продуманы менеджментом компаний, имеют совершенно конкретные цели и отвечают текущим потребностям конкретной бизнес-ситуации.
  • Вторая тенденция: основная часть заказов поступает от торговых компаний и банков. Предприятия реального сектора проявляют очень невысокую активность. Возможно, это связано с тем, что торговля более маневренна и отошла от кризиса гораздо быстрее. А, возможно, с тем, что предприятия реального сектора более консервативны и еще не пришли к выводу, что стоит перестраивать бизнес, адаптироваться к новой экономической реальности.
  • Третья тенденция – смещение от локальных проектов по обучению конкретной группы сотрудников (как правило – исполнителей, линейных руководителей или руководителей среднего звена) небольшому набору навыков к перестройке системы управления компанией, созданию систем, позволяющих оптимизировать деятельность организации, повысить ее продуктивность и эффективность.
На мой взгляд, это весьма позитивные тенденции. Они внушают оптимизм, и жить становится интереснее.